Лев Семенович Выготский - основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики
В год Педагога и наставника мы продолжаем наш видео-цикл сообщений «Время лучших», знакомящий с лучшими отечественными педагогами и их взглядами на систему образования и воспитания молодого поколения. Сегодня мы представляем вам лучшего отечественного психолога-педагога – Льва Семеновича Выготского. Лев Семенович Выготский - основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.
В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой - фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.
Лев Семенович отметил связь между поведением человека и культурой. А как педагог понял, как можно применить эти идеи в воспитании. Выготский заметил, что базовые понятия и понимание мира ребёнком закладываются под влиянием и с участием взрослых, и, если он растёт в интеллектуальной среде, это формирует его личность.
Тогда же Выготский высказал точку зрения, чрезвычайно смелую для той эпохи и среды, но сегодня завоевавшую мир: дети с психическими и физическими отклонениями могут адаптироваться в обществе при условии, что их недостатки не афишируются.
Во второй половине XX века идеи Выготского и его последователей стали так популярны, что определили развитие всей советской психологической школы, а затем распространились за рубежом.
В Европе Выготский известен как основоположник социальной психологии, а после издания его работ в США принципы образования и воспитания Выготского стали использовать по всему миру. Майкл Коул и Джером Брунер, Ром Харре, Барбара Рогофф и Джон Шоттер - можно долго перечислять ученых, которые считают себя его последователями.
В нашей стране на основе открытий Выготского созданы две самые знаменитые развивающие школьные программы — Занкова и Эльконина — Давыдова.
Многие идеи Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения — всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад. Вполне вероятно, что в наследии этого учёного осталось ещё много смелых гипотез, которые пока ждут своего часа…