Пабло Пикассо
«25 октября - Пабло Пикассо»
25 октября родился великий испанский и французский художник, скульптор, график, основоположник кубизма Пабло Пикассо (1881-1973)
Родился будущий художник на юге Испании в семье искусствоведа. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. Когда родители осознали, что в семье растет одаренный ребенок, отец отдал кисти и краски юному Пабло, став его первым учителем. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Там его гнетет рутина и академизм обучения, и он предпочитает изучать творчество Эль Греко и Веласкеса, копируя и работая в стиле старых мастеров. В 1900 году Пабло решает переехать в Париж. Именно во Франции испанский художник ощущает свое место в бурной художественной жизни столицы, активно погрузившись в жизнь артистической богемы. Он приехал завоевать Париж. Этот период в творчестве Пикассо принято называть «голубым периодом», поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах.
«Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые золотисто-розовые, охристые тона. Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из его самых знаковых картин — «Девочка на шаре» 1905, ГМИИ им. Пушкина). Его новые герои- акробаты и циркачи, арлекины.
Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. Он уделяет особое внимание превращение форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности почти произвольно («Гитара и скрипка» 1913 г., Эрмитаж). Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а их сущности. «Я вижу мир таким, каким я его мыслю», — говорит Пикассо. Несмотря на критику он приобретает популярность, и наконец зарабатывает деньги.
В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. В это счастливое время он переходит в творчестве к классическому реализму: интерес к изящному и тщательному рисунку, к монументальности форм, навеянных античным рисунком. Он возвращается к персонажам своих ранних работ. («Арлекин»). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.
В период между двумя войнами впервые проявился интерес к стилям прошлого, ставшим «культурным архивом», и их виртуозное переложение на современный язык (как, например, и у И. Стравинского).
Период сюрреализма (1925 — 1937). Это самый сложный и неровный период творчества художника. Четкий отпечаток накладывают семейные проблемы: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми признаками пола. («Женщина с воротником» 1926, Национальный музей Пикассо, Париж). Атмосфера истерии, ирреальный мир галлюцинаций объясняется его соприкосновением с творчеством поэтов — сюрреалистов, собственных стихов (1935 г.) и театральной пьесы, написанной во время войны. В 1930 году начинается увлечение скульптурой.
В творчестве художника возникает тема быка, возможно после поездок в Испанию в 1933 и 1934 гг. (серия гравюр с мифологическим Минотавром). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период и одновременно определяет главную тему знаменитой «Герники» 1937 г. (Музей королевы Софии, Мадрид).
Немецкая оккупация Парижа не испугала художника, продолжавшего творить. В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции. Он даже рисует портрет Сталина, чем вызывает недовольство соратников.
В 1949 году он создает знаменитого «Голубя мира», изображенного на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Позже этот рисунок был развит художником в простой, графичный линейный рисунок (вариант 1961 г.) и стал самым узнаваемым символом мира.
Поздний период (1954–1973). Произведения этого периода разнообразны и неровны по качеству. Художник обращается к испанским источникам вдохновения —творчество Эль Греко и Веласкеса, Гойи. Интерпретирует знаменитые полотна Делакруа, Курбе, Мане. Пишет женские портреты.
Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. При этом в последние свои годы он крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь.
8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось. За три года до смерти Пикассо в Барселоне был открыт музей его имени (благодаря дару художника своих работ), а через 12 лет после его смерти открылся музей в Париже, куда передали наследники художника его работы.
За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.
План мероприятий
Главные новости
ЦПИ информирует
Вакансии