Пабло Пикассо
Логотип МУК 'РМЦБ'
Муниципальное учреждение культуры

Ртищевская

межпоселенческая центральная библиотека

Пабло Пикассо

25 октября родился великий испанский и французский художник, скульптор, график, основоположник кубизма Пабло Пикассо (1881-1973)

Родился будущий художник на юге Испании в семье искусствоведа. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. Когда родители осознали, что в семье растет одаренный ребенок, отец отдал кисти и краски юному Пабло, став его первым учителем. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Там его гнетет рутина и академизм обучения, и он предпочитает изучать творчество Эль Греко и Веласкеса, копируя и работая в стиле старых мастеров. В 1900 году Пабло решает переехать в Париж. Именно во Франции испанский художник ощущает свое место в бурной художественной жизни столицы, активно погрузившись в жизнь артистической богемы. Он приехал завоевать Париж. Этот период в творчестве Пикассо принято называть «голубым периодом», поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах.

«Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые золотисто-розовые, охристые тона. Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из его самых знаковых картин — «Девочка на шаре» 1905, ГМИИ им. Пушкина). Его новые герои- акробаты и циркачи, арлекины.

Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. Он уделяет особое внимание превращение форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности почти произвольно («Гитара и скрипка» 1913 г., Эрмитаж). Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а их сущности. «Я вижу мир таким, каким я его мыслю», — говорит Пикассо. Несмотря на критику он приобретает популярность, и наконец зарабатывает деньги.

В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. В это счастливое время он переходит в творчестве к классическому реализму: интерес к изящному и тщательному рисунку, к монументальности форм, навеянных античным рисунком. Он возвращается к персонажам своих ранних работ. («Арлекин»). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.

В период между двумя войнами впервые проявился интерес к стилям прошлого, ставшим «культурным архивом», и их виртуозное переложение на современный язык (как, например, и у И. Стравинского).

Период сюрреализма (1925 — 1937). Это самый сложный и неровный период творчества художника. Четкий отпечаток накладывают семейные проблемы: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми признаками пола. («Женщина с воротником» 1926, Национальный музей Пикассо, Париж). Атмосфера истерии, ирреальный мир галлюцинаций объясняется его соприкосновением с творчеством поэтов — сюрреалистов, собственных стихов (1935 г.) и театральной пьесы, написанной во время войны. В 1930 году начинается увлечение скульптурой.

В творчестве художника возникает тема быка, возможно после поездок в Испанию в 1933 и 1934 гг. (серия гравюр с мифологическим Минотавром). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период и одновременно определяет главную тему знаменитой «Герники» 1937 г. (Музей королевы Софии, Мадрид).

Немецкая оккупация Парижа не испугала художника, продолжавшего творить. В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции. Он даже рисует портрет Сталина, чем вызывает недовольство соратников.

В 1949 году он создает знаменитого «Голубя мира», изображенного на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Позже этот рисунок был развит художником в простой, графичный линейный рисунок (вариант 1961 г.) и стал самым узнаваемым символом мира.

Поздний период (1954–1973). Произведения этого периода разнообразны и неровны по качеству. Художник обращается к испанским источникам вдохновения —творчество Эль Греко и Веласкеса, Гойи. Интерпретирует знаменитые полотна Делакруа, Курбе, Мане. Пишет женские портреты.

Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. При этом в последние свои годы он крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь.

8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось. За три года до смерти Пикассо в Барселоне был открыт музей его имени (благодаря дару художника своих работ), а через 12 лет после его смерти открылся музей в Париже, куда передали наследники художника его работы.

За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

5, А.Громова Ртищево РФ 412031

«25 октября - Пабло Пикассо»

Пабло Пикассо
25.10.2025 Автор: Татьяна Гуменюк Источник: Портал "Календарь событий" - https://www.calend.ru/persons/1151/

25 октября родился великий испанский и французский художник, скульптор, график, основоположник кубизма Пабло Пикассо (1881-1973)

Родился будущий художник на юге Испании в семье искусствоведа. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. Когда родители осознали, что в семье растет одаренный ребенок, отец отдал кисти и краски юному Пабло, став его первым учителем. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Там его гнетет рутина и академизм обучения, и он предпочитает изучать творчество Эль Греко и Веласкеса, копируя и работая в стиле старых мастеров. В 1900 году Пабло решает переехать в Париж. Именно во Франции испанский художник ощущает свое место в бурной художественной жизни столицы, активно погрузившись в жизнь артистической богемы. Он приехал завоевать Париж. Этот период в творчестве Пикассо принято называть «голубым периодом», поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах.

«Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые золотисто-розовые, охристые тона. Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из его самых знаковых картин — «Девочка на шаре» 1905, ГМИИ им. Пушкина). Его новые герои- акробаты и циркачи, арлекины.

Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. Он уделяет особое внимание превращение форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности почти произвольно («Гитара и скрипка» 1913 г., Эрмитаж). Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а их сущности. «Я вижу мир таким, каким я его мыслю», — говорит Пикассо. Несмотря на критику он приобретает популярность, и наконец зарабатывает деньги.

В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. В это счастливое время он переходит в творчестве к классическому реализму: интерес к изящному и тщательному рисунку, к монументальности форм, навеянных античным рисунком. Он возвращается к персонажам своих ранних работ. («Арлекин»). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.

В период между двумя войнами впервые проявился интерес к стилям прошлого, ставшим «культурным архивом», и их виртуозное переложение на современный язык (как, например, и у И. Стравинского).

Период сюрреализма (1925 — 1937). Это самый сложный и неровный период творчества художника. Четкий отпечаток накладывают семейные проблемы: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми признаками пола. («Женщина с воротником» 1926, Национальный музей Пикассо, Париж). Атмосфера истерии, ирреальный мир галлюцинаций объясняется его соприкосновением с творчеством поэтов — сюрреалистов, собственных стихов (1935 г.) и театральной пьесы, написанной во время войны. В 1930 году начинается увлечение скульптурой.

В творчестве художника возникает тема быка, возможно после поездок в Испанию в 1933 и 1934 гг. (серия гравюр с мифологическим Минотавром). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период и одновременно определяет главную тему знаменитой «Герники» 1937 г. (Музей королевы Софии, Мадрид).

Немецкая оккупация Парижа не испугала художника, продолжавшего творить. В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции. Он даже рисует портрет Сталина, чем вызывает недовольство соратников.

В 1949 году он создает знаменитого «Голубя мира», изображенного на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Позже этот рисунок был развит художником в простой, графичный линейный рисунок (вариант 1961 г.) и стал самым узнаваемым символом мира.

Поздний период (1954–1973). Произведения этого периода разнообразны и неровны по качеству. Художник обращается к испанским источникам вдохновения —творчество Эль Греко и Веласкеса, Гойи. Интерпретирует знаменитые полотна Делакруа, Курбе, Мане. Пишет женские портреты.

Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. При этом в последние свои годы он крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь.

8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось. За три года до смерти Пикассо в Барселоне был открыт музей его имени (благодаря дару художника своих работ), а через 12 лет после его смерти открылся музей в Париже, куда передали наследники художника его работы.

За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Возврат к списку

Чтоб жили в памяти герои-земляки
18.10.2025 Чтоб жили в памяти герои-земляки
Краеведческий онлайн – проект «Чтоб жили в памяти герои-земляки». Выпуск посвящен Глазкову Петру Васильевичу
Собор
18.10.2025 Собор
Исторический роман Ирины Измайловой «Собор» о строительстве самого известного православного храма Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора
Джейн Эйр
16.10.2025 Джейн Эйр
16 октября 1847 года увидел свет роман английской писательницы Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
Бабушка сказала сидеть тихо
14.10.2025 Бабушка сказала сидеть тихо
Настасья Реньжина написала книгу «Бабушка сказала сидеть тихо», которая не просто читается, а буквально проживается
Летопись Великой Победы
01.10.2025 Летопись Великой Победы
МУК «РМЦБ» представляет вашему вниманию октябрьский выпуск онлайн-проекта «Летопись Великой Победы»
Список писателей иноагентов
30.09.2025 Список писателей иноагентов
Полный список писателей, признанных Минюстом РФ иностранными агентами на 01 октября 2025 года