Палех (Палехские художественные мастерские)
Логотип МУК 'РМЦБ'
Муниципальное учреждение культуры

Ртищевская

межпоселенческая центральная библиотека
Палех (Палехские художественные мастерские)

Палех (Палехские художественные мастерские)

5 декабря 1924 года в старинном русском селе Палех были открыты Палехские художественные мастерские


Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках.



Еще в XVI-XVII веках Палех считался центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. Местные иконы славились особой тонкостью письма и использованием золота в росписи одежд святых. Палехскими иконами восхищались Николай Лесков, Николай Некрасов, Антон Чехов. В 1814 году особый интерес к работам русских иконописцев проявлял немецкий поэт Иоганн Гете. Он даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь".

Но в начале XX века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок, и надо было думать о новых направлениях, где мастера могли бы применить свое искусство. Таким направлением постепенно стала лаковая миниатюра темперной краской на папье-маше. Ею и стали заниматься палехские мастера, вошедшие в "Артель древней живописи".

К июню 1932 года в "Артели древней живописи" работало уже более 100 человек. Работы палешан сразу же получили признание и на художественно-промышленной выставке в Москве, и на Международной выставке в Париже. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графики, монументальной живописи, расписывали изделия из фарфора, а также реставрировали монументальную живопись.

В марте 1935-го артель была преобразована в "Товарищество художников Палеха", а спустя еще 10 лет "Товарищество" стало Художественно-производственными мастерскими - сокращенно ПХПМ.

Если изначально палехская миниатюра ассоциировалась в основном с картинками из сельской жизни и сказочными мотивами, то в советское время ее сюжеты стали конгениальны эпохе. Мастера изображали на своих изделиях работников колхозов, аэропланы, выдающихся ученых и героев времени, например, Юрия Гагарина на фоне Млечного Пути. Это был настоящий авангард в сфере искусства лаковой миниатюры.

Текст абзаца

В годы Великой Отечественной войны источником вдохновения для палехских мастеров стала военная тема. Появились миниатюры с характерными названиями: "Народные мстители", "По следам врага", "Атака", "Народная война". Мастерам удалось сохранить свое ремесло даже во время войны. Правда, работали в эти годы в основном старики и допризывная молодежь.

Одним из направлений в искусстве современного Палеха вновь стала религиозная живопись - либо икона, либо миниатюра на религиозный сюжет. Палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа.

Палехская роспись - один из сложнейших видов живописи, аналогов которой в мире нет. Мастера работают в уникальной самобытной технике, которая требует не просто определенной выучки, но знания древних традиций.

5, А.Громова Ртищево РФ 412031

«05 декабря - Палех (Палехские художественные мастерские)»

Палех (Палехские художественные мастерские)
05.12.2025 Автор: Татьяна Гуменюк Источник: Портал "Культура.РФ" - https://www.culture.ru/materials/155693/ot-ikony-k-shkatulke

5 декабря 1924 года в старинном русском селе Палех были открыты Палехские художественные мастерские


Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках.



Еще в XVI-XVII веках Палех считался центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. Местные иконы славились особой тонкостью письма и использованием золота в росписи одежд святых. Палехскими иконами восхищались Николай Лесков, Николай Некрасов, Антон Чехов. В 1814 году особый интерес к работам русских иконописцев проявлял немецкий поэт Иоганн Гете. Он даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь".

Но в начале XX века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок, и надо было думать о новых направлениях, где мастера могли бы применить свое искусство. Таким направлением постепенно стала лаковая миниатюра темперной краской на папье-маше. Ею и стали заниматься палехские мастера, вошедшие в "Артель древней живописи".

К июню 1932 года в "Артели древней живописи" работало уже более 100 человек. Работы палешан сразу же получили признание и на художественно-промышленной выставке в Москве, и на Международной выставке в Париже. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графики, монументальной живописи, расписывали изделия из фарфора, а также реставрировали монументальную живопись.

В марте 1935-го артель была преобразована в "Товарищество художников Палеха", а спустя еще 10 лет "Товарищество" стало Художественно-производственными мастерскими - сокращенно ПХПМ.

Если изначально палехская миниатюра ассоциировалась в основном с картинками из сельской жизни и сказочными мотивами, то в советское время ее сюжеты стали конгениальны эпохе. Мастера изображали на своих изделиях работников колхозов, аэропланы, выдающихся ученых и героев времени, например, Юрия Гагарина на фоне Млечного Пути. Это был настоящий авангард в сфере искусства лаковой миниатюры.

Текст абзаца

В годы Великой Отечественной войны источником вдохновения для палехских мастеров стала военная тема. Появились миниатюры с характерными названиями: "Народные мстители", "По следам врага", "Атака", "Народная война". Мастерам удалось сохранить свое ремесло даже во время войны. Правда, работали в эти годы в основном старики и допризывная молодежь.

Одним из направлений в искусстве современного Палеха вновь стала религиозная живопись - либо икона, либо миниатюра на религиозный сюжет. Палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа.

Палехская роспись - один из сложнейших видов живописи, аналогов которой в мире нет. Мастера работают в уникальной самобытной технике, которая требует не просто определенной выучки, но знания древних традиций.

Возврат к списку

Летопись Великой Победы
02.12.2025 Летопись Великой Победы
Представляем вам декабрьский выпуск онлайн-проекта «Летопись великой победы»
Список писателей иноагентов на 01.12.2025
29.11.2025 Список писателей иноагентов на 01.12.2025
Полный список писателей, признанных Минюстом РФ иностранными агентами на 01 декабря 2025 года
Авиатор
28.11.2025 Авиатор
Библиотекарь рекомендует: Книга Евгения Водолазкина «Авиатор» стала самой продаваемой среди современной русской литературы в ноябре 2025 года
Не плачь, казачка!
22.11.2025 Не плачь, казачка!
Библиотекарь рекомендует: Книга Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка!» - веселая, светлая и грустная одновременно.
Я, Майя Плисецкая…
22.11.2025 Я, Майя Плисецкая…
«Я, Майя Плисецкая…» так назвала свою книгу всемирно известная балерина
Чтоб жили в памяти герои-земляки
22.11.2025 Чтоб жили в памяти герои-земляки
Краеведческий онлайн – проект «Чтоб жили в памяти герои-земляки». Выпуск посвящен семье Крыловых - участникам Великой отечественной войны и труженикам тыла.