Место рождения: Пензенская обл., г. Пенза
Дата призыва: 25.11.1939
Место призыва: Пушкинский ГВК, Ленинградская обл., г. Пушкин
Воинское звание: Гвардии капитан
Окончание службы: Вернулся с фронта
Награды:
Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны II степени
Орден Красного Знамени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За боевые заслуги»
Орден Красной Звезды
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Барбе Александр Николаевич. Родился в 1917 году. Капитан. Награжден орденами "Красная Звезда", "Боевое Красное Знамя», медалями "За боевые заслуги". Участник обороны Сталинграда.
Данные военкомата
Барбе Александр Николаевич, капитан.
Родился в 1917 году в городе Пенза.
В 165 боевых вылетах по разгрому немецких фашистов, напавших на нашу Родину, принял участие штурман бомбардировочной авиации гвардии капитан Александр Николаевич Барбе. Ранним утром 22 июня 1941 года на военный аэродром под Ригой, где начал свою службу штурман самолета юный младший лейтенант Александр Барбе, обрушились немецкие бомбы. Запылали здания аэродромных служб, самолеты. Многие экипажи «СБ» остались без машин, но те летчики соединения, которым было на чем летать впервые дни войны, вскоре присоединились к «безлошадникам», потеряв свои «тихоходы» в боях с противником. Среди них был и Барбе. Так он вместе с другими летчиками и штурманами оказался в Казани, где проходил переподготовку. Небольшой период службы в транспортном полку. А в октябре 1942 года он снова воюет с фашистскими захватчиками в бомбардировочном полку на Воронежском, Северо-Западном, Сталинградском фронтах.
Медаль «За оборону Сталинграда» первой украсила грудь воина, а в августе 1943 года к ней присоединяется орден «Красной Звезды».
Барбе – участник освобождения Донбасса, Севастополя, Белоруссии, Советской Литвы. В ноябре 1944 года на его груди добавляется орден «Красной Звезды».
1945 год – год решительного разгрома фашизма в его логове. Барбе и здесь вносит свой вклад. Он прокладывает маршруты еще сорока трем боевым вылетам наших бомбардировщиков и 43 раза бомбит опорные пункты врага в Восточной Пруссии, за что награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Большой боевой опыт, воля к победе позволяют Александру Николаевичу сделаться отличным мастером бомбометания. Ни сложные метеорологические условия, ни сильный огонь зенитной артиллерии, ни бешенное противодействие истребительной авиации противника не срывают его боевых замыслов. Так было 24 апреля 1945 года, когда звено бомбардировщиков, которое вел Барбе, разрушило форт № 4 крепости Пиллау, так было в последний день войны 8 мая 1945 года, когда звено, ведомое Барбе, вывело из строя опорный пункт немцев в районе Штудтхов. В результате – еще один орден Красной Звезды – он стал полным его кавалером. В Советской Армии высокое звание коммуниста. Пятью орденами и семью медалями наградило его правительство за верную службу народу. В настоящее время Барбе А.Н. работает техником дефектоскопа паровозного цеха локомотивного депо.
Данные Ртищевского краеведческого музея. Альбом «Они сражались за Родину». Март 2011 г.
Поверить в то, что Александру Николаевичу Барбе 80 лет, трудно. Его – энергичного, общительного, очень контактного человека – знают многие ртищевцы. В начале 1958 года он приехал в наш город и стал работать в железнодорожном училище № 12 воспитателем. Затем была работа в автотранспортном предприятии, вагонном депо и 24 года – в городском штабе гражданской обороны.
Александр Николаевич родился 20 сентября очень знаменательного – 1917 года в Пензе. Пятнадцатилетним подростком после семи классов поступил в фабрично-заводское училище, а через год, получив специальность токаря 3-го разряда, пришел на один из пензенских заводов. Тяга к знаниям была настолько велика, что несмотря на усталость после напряженных рабочих смен, ни беззаботность молодости с ее вечным максимализмом не помешали окончить вечерний медицинский рабфак и поступить в Куйбышевский медицинский институт. Учебе помешала болезнь, но уже осенью 1935 года Александр уехал под Ленинград в г. Пушкин, чтобы там подготовиться и поступить в сельскохозяйственный институт. Не суждено было юному Барбе приобрести очень мирную профессию – зоотехника. Во время студенческих каникул пришлось побывать даже за границей – в Англии и Голландии, где наша страна закупала племенной скот. И планы тогда у всех были вполне мирные, нацеленные на созидание. Разве мог будущий специалист сельского хозяйства, везущий через Европу спокойных сытых животных для разведения их на российских просторах, даже представить, что скоро – очень скоро- он получит новую, военную специальность – штурмана скоростного бомбардировщика. Осложнившаяся международная обстановка, начавшаяся война с белофиннами ломали судьбы целому поколению людей. После 3-го курса института осенью 1939 года Александр Николаевич был призван в Красную Армию и направлен в Мелитопольское военно-авиационное училище. События торопили, и срок обучения курсантов был сокращен с трех лет до одного года. В 1940 году младший лейтенант А.Н.Барбе с группой молодых командиров был направлен для прохождения дальнейшей службы в одну из авиационных частей Прибайкальского особого военного округа.
Война застала его на военном аэродроме в 50 километрах южнее Риги. Уже в первые дни войны молодой штурман сделал три боевых вылета в расположение немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии. Это были самые тяжелые дни войны. После больших потерь в летном составе и в материальной части полк был отправлен на переформирование, а затем на переобучение на новый тип бомбардировщиков – ПЕ-2. Но осенью 1941 года полк был расформирован, а штурманский состав отправлен в Казань в 9-й запасной авиационный полк. Война уже катилась по стране, фашистские орды рвались к Волге. К этому времени Александр Николаевич служил в транспортном авиаполку в должности штурмана звена. В августе 1942 года полк был направлен на Сталинградский фронт, где принимал участие в боях и доставлял на аэродромы для истребителей и штурмовиков различные грузы и боеприпасы. Но по личному рапорту в октябре этого же года Барбе был переведен в 86 бомбардировочный полк и стал летать на ПЕ-2. В этом полку он прослужил до 1947 года.
Листаю пожелтевшую от времени, затертую, но с аккуратными и ясными чернильными записями личную книжку штурмана Барбе. Май, июнь, июль 1943 года… Краткое содержание задания: удар с пикированием по аэродрому в Кутейниково, удар с горизонтального положения по танкам и автотранспорту в дер. Кашковка. Это было поистине жаркое лето 43-го года. С 5 мая полк начал боевые действия с аэродрома Шахты, а затем в составе 270 бомбардировочной дивизии 8 Воздушной Армии Южного фронта. За это время экипаж, в составе которого летал А.Н.Барбе. совершил 27 успешных боевых вылетов. Но 20 августа их самолет, после нанесения бомбового удара по эшелону с вражескими танками на станции Донецко-Амвросиевская, был атакован тремя немецкими истребителями и подожжен. По команде командира экипажа Н.С.Костина стрелок-радист А.Барбе покинули горящий самолет на высоте 500 метров. Приземлились, к счастью. На своей территории у села Калиновка. Командир погиб вместе с машиной…
Затем было освобождение Донбасса, левобережной части Украины, Крыма. Летом 1944 года полк, в котором служил Барбе, освобождал Белоруссию и Литву. Но служба продолжалась до 1957 года и завершилась в Германии.
Самую первую боевую награду – орден Красной Звезды – Александр Николаевич получил в августе 1943 года за 20 боевых вылетов. А всего у него шесть боевых орденов: Красного Знамени, два – Отечественной войны 2 степени, три – Красной Звезды и 12 медалей. Но самой большой наградой он считает подаренную ему судьбой долгую и счастливую жизнь. Ведь за войну он совершил около 200 боевых вылетов и каждый из них мог быть последним…
Александр Николаевич очень умелый и везучий штурман не только своей боевой машины, но и своей жизни. Его руки всегда прочно держали штурвал, он мужественно выходил из самых сложных пике. Он воспитал достойных детей: один сын – инженер, другой – врач, растут внуки. Мужественно перенес потерю жены, наполнил семейным теплом новый домашний очаг. Так могут только очень жизнелюбивые люди. А Александр Николаевич Барбе – один из них. И хочется пожелать ему на долгие годы оставаться таким же Штурманом с большой буквы.
Дмитриева Г. Штурман: Юбилей/ Г.Дмитриева//Перекресток России.- 1997.- 20 сентября. – С. 4.
Приглашаем к нам ветеранов
Накануне Дня защитников Отечества в гости к ребятам 6 класса «А» и 8 класса «Б» средней школы № 3 пришли ветераны войны: Александр Николаевич Барбе, Михаил Сергеевич Внуков, Анатолий Емельянович Шибаев. Эти убеленные сединой, прошедшие суровые годы войны люди, никогда не отказывающиеся от встреч с ребятами, хорошо известны в школе. Звучит песня «Священная война». И кто мог предположить, что у Анатолия Емельяновича Шибаева эта песня вызывает столько воспоминаний. Сколько было рассказов ветеранов о прошедших военных годах, но еще больше задано вопросов. И пусть подчас они были наивными, детскими, но они свидетельствовали о неподдельном интересе ребят к событиям, которые для них – история.
Спасибо Вам, ветераны войны, что несмотря на болезни, вы приходите к ребятам, что ваши слова, обращенные к вам, всегда доброжелательны. Встреча закончилась. Но она не последняя. Накануне 9 Мая в школе будет проведен праздник «Салют, Победа!»
Милости просим Вас к нам в школу, уважаемые ветераны.
Приглашаем к нам ветеранов//Перекресток России.- 1995.- 6 апреля. – С.2.
Александра Николаевича Барбе и Александра Федоровича Лысенко роднит не только то, что они тезки. Но и героическое прошлое: оба они служили в бомбардировочной авиации, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, один освобождал Крым и Кенигсберг, другой – Лениград. Оба награждены боевыми орденами и медалями.
Дмитриева Г. Этот день приближали они: К 50-летию Великой Победы /Г.Дмитриева//Перекресток России.- 1994.- 23 июня. – С.1.
Кавалер ордена Красной Звезды А.Н.Барбе воевал на Сталинградском и других фронтах, совершил более 120 боевых вылетов.
Александрова Л. Юбилей Победы//Перекресток России.- 1993.- 20 февраля. – С. 4.
Это было четверть века назад
Барбе А. Это было четверть века назад: К 25-летию великой Победы/А. Барбе//Путь Ленина.- 1970.-4апреля.
День за днем наступающие советские дивизии теснят немцев, сокрушают вражескую оборону, продвигаясь все ближе к Кенигсбергу. Гитлеровцы оказывают отчаянное сопротивление. Города и поселки, расположенные на дорогах, ведущих к Кенигсбергу, приходилось отбирать у врага с тяжелыми боями. Большую помощь наступающим частям оказывала бомбардировочная авиация, которая взламывала его опорные пункты, уничтожала технику и живую силу.
Это было 25 лет назад.
Наш бомбардировочный полк, входящий в состав Третьего Белорусского фронта, принимал активное участие в разгроме гитлеровских войск на территории бывшей Восточной Пруссии. Это были тяжелые дни. Нередко приходилось делать 2-3 боевых вылета в день. Памятны эпизоды, связанные с уничтожением окруженной группировкой врага в районе населенного пункта Бальга, что юго-западнее Кенигсберга на 20-25 км. Немцы превратили этот пункт в мощную крепость. Требовалось вмешательство авиации и артиллерии. И несмотря на неблагоприятные погодные условия, наш полк совершил в один день четыре боевых вылета для бомбового удара по оборонительным сооружениям врага. Когда сопротивление было сломлено, группировка уничтожена, пришла телеграмма от командира наземных частей с благодарностью нам, авиаторам, за большую действенную помощь.
После взятия Кенигсберга перед бомбардировочным полком была поставлена задача разрушить мощные форты в крепости Пиллау, защищавшие выходы на побережье Балтийского моря. 24 25 апреля 1945 года нашему подразделению приказано было разрушить форт № 4, где засел сильный гарнизон. Удар наносили звеньями с пикирования. Погода не благоприятствовала выполнению задания. Весь полет до цели приходилось вести за облаками и только над самой целью, как по заказу, было ясно.
Нельзя забыть героического поступка однополчанина Юрия Пыркова, командира звена.
Его звену было приказано разрушить в Пиллау форт № 6. Зенитная артиллерия встретила краснозвездные самолеты шквальным огнем, однако звено точно вышло на цель и с пикирования поразило ее. При выходе из пикирования машина Пыркова была подбита, правый мотор поврежден, а Юрий – тяжело ранен в правое бедро крупным осколком снаряда. Часто теряя сознание от потери крови, он попросил штурмана указать ближайший аэродром, чтобы совершить посадку. И этой цели он добился. В бессознательном состоянии летчик был доставлен в медсанбат соединения.
За совершение 137 успешных боевых вылетов, проявленные при этом доблесть и мужество Юрий Пырков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Сейчас он живет и работает в г. Саратове преподавателем в электротехническом техникуме.
В советской Армии сложилась поговорка: «Бить врага, как положено по Уставу и по сердцу».
Так бил врага Пырков, так били врага и все летчики нашего полка, приближая день Победы.
Их 30, бывших фронтовиков, ныне рабочих паровозоремонтного цеха локомотивного депо. У каждого из них свой боевой путь в годы войны. Не один вражеский стратегический объект разрушила эскадрилья наших самолетов, где штурманом был капитан Александр Николаевич Барбе. За успешное проведение боевых операций Александру Николаевичу были вручены орден Красного Знамени, и Отечественной войны 2 степени, три ордена Красная Звезда.
АМихайлов Г. Тридцать из одного цеха./ Г. Михайлов// Путь Ленина.- 1965.- 9 мая.- С. 2.
Пятнадцатилетним подростком поступил в фабрично-заводское училище, получил специальность товара 3-го разряда. Окончил вечерний медицинский работы и поступил в Куйбышевский медицинский институт. Но учёбе помешала серьёзная болезнь. И осенью 1935 года уехал в г. Пушкин Ленинградской области для поступления в сельскохозяйственный институт. Осенью 1939 года был призван в Красную Армию и направлен в Мелитопольское военно-авиационное училище. Срок обучения был сокращения с трех лет до одного года. В 1940 году был направлен в авиационный часть Прибайкальского особого военного округа. Война застала на аэродроме в 50 км. южнее Риги. Осенью 1941 года полк был расформировали и штурмана Барбе отправили в Казань в 9-й запасной авиационный полк. В 1942 году полк направлен на Сталинград кий фронт, где принимал участие в боях и доставляли на аэродроме для истребителей и штурмовиков различные грузы. По личному рапортует переведён в 86 бомбардировочный полк и стал летать на ПЕ-2. В этом полку прослужил до 1947 года. Участник освобождения Донбасса, левобережной части Украины, Крыма. Летом 1944 освобождал Белоруссию и Литву. Служба продолжалась до 1957 года и завершилась в Германии.
Портал "Дорога памяти"
Мой дед Барбе Александр Николаевич родился 20 сентября 1917 года в Пензе. Пятнадцатилетним подростком после семи классов поступил в фабрично-заводское училище, а через год, получив специальность токаря 3-го разряда, пришел на один из пензенских заводов. Окончил вечерний медицинский рабфак и поступил в Куйбышевский медицинский институт. Учебе помешала болезнь, но уже осенью 1935 года Александр уехал под Ленинград в г. Пушкин, поступил в сельскохозяйственный институт, чтобы получить профессию зоотехника. После 3-го курса института осенью 1939 года Александр Николаевич был призван в Красную Армию и направлен в Мелитопольское военно-авиационное училище. Срок обучения курсантов был сокращен с трех лет до одного года. В 1940 году младший лейтенант А.Н.Барбе с группой молодых командиров был направлен для прохождения дальнейшей службы в авиационную часть Прибайкальского особого военного округа. Война застала его на военном аэродроме в 50 километрах южнее Риги. Уже в первые дни войны молодой штурман сделал три боевых вылета в расположение немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии. Это были самые тяжелые дни войны, после больших потерь в летном составе и в материальной части полк был отправлен на переформирование, а затем на переобучение на новый тип бомбардировщиков ПЕ-2. Но осенью 1941 года полк был расформирован, а штурманский состав отправлен в Казань в 9-й запасной авиационный полк. Александр Николаевич служил в транспортном авиаполку в должности штурмана звена. В августе 1942 года полк был направлен на Сталинградский фронт, где принимал участие в боях и доставлял на аэродромы для истребителей и штурмовиков различные грузы и боеприпасы. Но по личному рапорту в октябре этого же года дед был переведен в 86 бомбардировочный полк и стал летать на ПЕ-2. В этом полку он прослужил до 1947 года. С 5 мая 43 года полк начал боевые действия с аэродрома Шахты, а затем в составе 270 бомбардировочной дивизии 8 Воздушной Армии Южного фронта. За это время экипаж, в составе которого летал А.Н.Барбе. совершил 27 успешных боевых вылетов. Но 20 августа их самолет, после нанесения бомбового удара по эшелону с вражескими танками на станции Донецко-Амвросиевская, был атакован тремя немецкими истребителями и подожжен. По команде командира экипажа Н.С.Костина стрелок-радист А.Барбе покинули горящий самолет на высоте 500 метров. Приземлились, к счастью. На своей территории у села Калиновка. Командир погиб вместе с машинойЗатем было освобождение Донбасса, левобережной части Украины, Крыма. Летом 1944 года полк, в котором служил мой дед, освобождал Белоруссию и Литву. Но служба продолжалась до 1957 года и завершилась в Германии. Самую первую боевую награду орден Красной Звезды Александр Николаевич получил в августе 1943 года за 20 боевых вылетов. А всего у него шесть боевых орденов: Красного Знамени, два Отечественной войны 2 степени, три Красной Звезды и 12 медалей. В начале 1958 года он приехал в город Ртищево Саратовской области и стал работать в железнодорожном училище 12 воспитателем. Затем была работа в автотранспортном предприятии, вагонном депо и 24 года в городском штабе гражданской обороны.
Портал "Дорога памяти"
Портал "Память народа"
Портал "Подвиг народа"
Портал "Дорога памяти"
Портал "Дорога памяти"